воскресенье, 11 ноября 2007
довольно-многабукаф
читать дальше... И не надо мне говорить, дескать - на себя посмотри. Я в курсе.
И этот пост в первую очередь является выковыриванием бревен из собственных глаз, а не поиском соринок в чужих. Впрочем, если кто и у себя углядит подобные бревна - тоже польза.
Так вот. Изначально целью критики является помощь автору. Т.е. задача критика - корректно указать автору на неточности в его работе, чтобы автор в дальнейшем писал лучше. Иными словами, критик - друг автора, помощник, соратник.
Это то, как оно должно быть.
На практике же целью критикующего бывает следующее: показать, какой критик весь крутой и образованный, а автор, соответственно, мелкий и дремучий; постебаться, поднять себе настроение; набить себе цену в тусовке, и т.д.
Так вот. Какой бы ни был при этом критик (может, он и правда крут), такое поведение выдает человека непрофессионального и, простите, слабого. Ибо злость и агрессия вообще признаки людей слабых и не состоявшихся.
Единственная форма критики, которая позволяет достичь изначальной цели - это, да простят меня анти-НЛПеры, так называемая "обратная связь в форме гамбургера": похвалить - указать на недочеты - похвалить. Потому что только подобная форма обратной связи достигает цели - автор вас слышит. Потому что понимает - вы увидели, где у него было хорошо, и вам неприятно, что на фоне этого "хорошо" есть мелкие, незначительные "плохо". И тогда он эти "плохо" с радостью исправляет, чтобы "хорошо" стало еще прекраснее. При этом на самом деле неважно, сколько было "плохо", и сколько "хорошо" - у человека разумного на все необходимые части "гамбургера" при желании всегда наберется.
Любая другая критика, не преследующая цели помочь автору, есть ничто иное как позерство и снобизм. И критикой не является.
@темы:
мысле-вслушности
плюсдесять под каждым словом.
Но иногда, на особо бездарные вещи и совсем тяжёлые клинические случаи хочется просто сблевнуть, потому что когда в черепушку незаложенно, то никакая уртитка не поможет.
Бездарность - не лечится *знает по себе*
Либе, ну согласись, я ведь не безнадежна ^_~
У меня куча, просто немеряное множество недостатков, но я ведь все-таки стараюсь с ними бороться! ^_~
И аригато тебе еще раз, сама знаешь, за что.
Дако
Но иногда, на особо бездарные вещи и совсем тяжёлые клинические случаи хочется просто сблевнуть
Да-да-да! Я знаю! Помнится, под одним таким шедевром мы недавно столкнулись в комментах ^_~
Просто надо понимать, что мы при этом не критики ни разу, а все-таки снобы и позеры
Я, кстати, некоторый снобизм в себе и не отрицаю; бесполезно - он, сцуко, есть в наличии ^_~
Дако тоже во многом права. Нельзя только хвалить, иногда можно и нужно ругать. Иногда только ругать. Но нужно знать, когда и как это делать, иначе неосторожными словами можно навсегда отбить у человека охоту что-либо писать (поэтому я никогда никого не критикую). И не пытаться выставить себя в ранге единственно правой стороны, истины в последней инстанции, а автора - дураком. Это всегда некрасиво.
Дівчинко моя, я завжди права! (с) ^_~
secret-library
От читателей критики требовать нельзя, тут вы правы.
Однако я говорю о случаях, когда изначально задумывалась вроде бы как критика - а по факту получилась злобная ИМХА ^_~
Нельзя только хвалить, иногда можно и нужно ругать. Иногда только ругать.
А какова цель этого "нужно"? Т.е. вот вы говорите - нужно иногда только ругать. Но если такая ругательная критика не преследует цели помочь автору - то зачем? А как она может помочь, если 99% авторов на ругань реагируют ежиными иголками? И это не потому что они такие идиоты - это естественная реакция организма, вообще говоря ^_~
И не пытаться выставить себя в ранге единственно правой стороны, истины в последней инстанции, а автора - дураком.
Истинно так. А ведь это очень распространенный случай.
Evelyn Prechan. а если нечего похвалить?
А зачем тогда вообще комментировать?
Если совсем уж гадость у автора получилась, то критика тут не поможет - спасет только лоботомия ^_~
Зачем же лезть с советами? ^_~
Но мы ведь обсуждаем в том числе критику в целом, и то какой она быть не должна и в каких формах она приемлема, и своем посте вы затрагиваете и эти вопросы тоже. Поэтому я считаю, что иногда действительно нужно ругать, а не гладить по головке. Я не имею в виду совсем клинические случаи, когда смотришь на фик и просто словно нет от ужаса. Тут действительно лучше молчать, чем говорить. Я скорее о том, когда есть интересная идея, удачные стилистические или сюжетные находки, но в каком-либо виде хромает исполнение (может быть на все четыре ноги), или когда ты знаешь автора и понимаешь, что можно было сделать лучше, но текст именно такой, какой есть. Иногда злобная критика может подвигнуть человека на подвиги, проблема в том, что высказать ее должен правильный человек и в умеренных дозах. Только тогда это критика будет той идеальной «подпоркой» для автора, о которой вы писали в начале.
А зачем тогда вообще комментировать?
Ну, с целом, я согласен, хотя в любом случае критик должен быть беспристрастным. Обычно люди опираются на свое "правильно-логично" и тогда от критики остается одно название. А уж если критиковать нужно друга... С другой стороны есть чрезмерно упертые авторы, так что критикуй, не критикуй, одно и то же.
Да и вообще, критика это такая штука, с которой не всегда можно угадать, бывает так, что восхваляют пустышки, а принижают стоящие работы, иногда критик чего-то сам не понимает и разносит это непонимание в пух и в прах, обвиняя автора. И опять-таки, все в этом мире переносится на личности, так что зачастую критика относительна.
И не пытаться выставить себя в ранге единственно правой стороны, истины в последней инстанции, а автора - дураком
Иногда даже пытаться не надо. Автор сам это успешно делает. Своим.. эгхм... творением.
то, что мы читаем на фикатоне в подавляющем большинстве к критике отношения не имеет никакого.
И опять же плюсадин. На фикатоне критику я видела только от телепат и негодяй, он действительно расписывал недочёты текста, указывал на ошибки. Все остальные оставляют отзывы. Но, к сожалению, у нас часто путают отрицательный отзыв и критику.
Я скорее о том, когда есть интересная идея, удачные стилистические или сюжетные находки, но в каком-либо виде хромает исполнение (может быть на все четыре ноги), или когда ты знаешь автора и понимаешь, что можно было сделать лучше, но текст именно такой, какой есть.
А почему бы и в этом случае не использовать "гамбургер"? Ведь прослойка "поругать" между двумя "похвалить" может занимать 90% текста - главное, чтобы ее с двух сторон прикрывали 5 и 5% похвалы. Так просто лучше слышно, чесслово. Проверялось неоднократно ^_~
MRtini
иногда критик чего-то сам не понимает и разносит это непонимание в пух и в прах, обвиняя автора.
Да, увы, и так иногда бывает.
Дако
Но, к сожалению, у нас часто путают отрицательный отзыв и критику.
А они просто иногда неотличимы, мда...
Дако, на кой икс нужна критика в данном случае? Автор и сам успешно справился с задачей максимум. А критика таких фиков очень часто приобретает именно негативный характер, скорее служит для демонстрации всему миру гениальности и тонкости вкуса критикующего.
А почему бы и в этом случае не использовать "гамбургер"? Ведь прослойка "поругать" между двумя "похвалить" может занимать 90% текста - главное, чтобы ее с двух сторон прикрывали 5 и 5% похвалы. Так просто лучше слышно, чесслово. Проверялось неоднократно ^_~
Terra Nova, гамбургер сработает для многих, но не всех случаях. Знаете, есть такое выражение: «Иногда движение вперед есть результат пинка под зад»
В принципе вы правы, однако с последним утверждением все-таки рискну не согласиться, и вот почему.
Когда автора хвалят, он всегда читает внимательно, согласитесь. Очень внимательно. Он не думает о том, как будет отгавкиваться в ответ на критику, он жадно вбирает комплименты.
А тут мы ему - рраз! - негативный момент.
О, поверьте мне, он его еще как заметит - посреди хвалительного (с его точки зрения) коммента.
А в общем, мне кажется, мы примерно одной и той же точки зрения придерживаемся
А в общем, мне кажется, мы примерно одной и той же точки зрения придерживаемся